Институт телесности человека > Статьи > Личностное развитие и рост > Фрагмент из монографии «Психология телесности»

Фрагмент из монографии «Психология телесности»

Елена Газарова

ГЛАВА 7. ЕССЕИ и АПОСТОЛ ПАВЕЛ: воззрения
на ТЕЛО и ТЕЛЕСНОСТЬ.

Мировоззрение цивилизованного человека XX — XXI вв. формируется под воздействием многочисленных средовых, социальных и цивилизационных факторов; с каждым днем становится всё более ощутимым влияние этики, философии, метафизики и других причин духовного порядка, рассмотрение которых не входит в нашу задачу, так как это — предмет отдельного исследования. Однако хочется отметить, что в странах Европы, части Азии и России эти и другие факторы воздействуют на ментальность, сложившуюся за последние две тысячи лет в границах христианского вероучения. Сотни поколений верующих христиан, чьи взгляды на жизнь определялись в большей степени религией, чем государством, веками строили генетику современного человека и воспитывали своих детей в традициях Церкви. Вполне естественно, что представление о греховности человека (следствии грехопадения Адама), сформировало у христиан устойчивые комплексы неполноценности и вины, а также отождествилось с греховностью тела. Позиция, при которой игнорируется значение и значимость тела и гипертрофируется его «нечистота», выработалась в неразделенной еще Церкви не ранее IV века в результате «реакции ортодоксии против еретического дуализма» (55, стр.136). Однако уничижающее отношение к физической природе человека не было характерным для первых христиан, что подтверждают документы, найденные в Кумранских пещерах близ Мертвого моря в Палестине, Новый Завет и Учение Двенадцати Апостолов (42). Желание обезопасить веру от «независимых» исследований и знания о сложносоставной природе человека привело Отцов Церкви к догматизации Учения через упрощение и уплощение ключевых понятий, одно из которых — «плоть». Следствием догматизации явился запрет на самопознание, которое по Оригену считается познаванием своих пороков и достоинств, что совершенно невозможно в условиях запрета на познание собственного тела. В результате «реакции ортодоксии» (растянувшейся на полтора тысячелетия) положения христианского учения о теле и плоти, представленные в основной своей части в Посланиях Святого Апостола Павла, были упрощены. Пытки и костры инквизиции XIII — XVIII вв. — одно из следствий этого и других упрощений. Отказ от тела в христианских странах — другое следствие.

Между тем, существеннейший раздел христианского Учения — о теле и плоти, как мы предполагаем, возник на подготовленной почве: у Апостола Павла, несмотря на всю бесценность его вклада, были предшественники — ессеи. И нам кажется небесполезным вначале вкратце изложить их представления о роли тела в жизни человека. Ессеи — «благочестивые», «целители», «молчаливые», «святые» — иудейская секта, походившая на орден монахов, располагалась в пустыне Эн Геди близ Мертвого моря. Предположительно, «название „ессеи“ было заимствовано у последователей культа Артемиды в Малой Азии, чье поведение и одежда напоминают те, которые были приняты группой в Земле Израиля» (54, стр.111). Несмотря на отсутствие документально зафиксированных свидетельств прямой связи членов аскетической секты ессеев с первыми христианами, мы находим в их учениях много созвучных идей. Учитывая, что кумранские общины создались намного раньше, чем появились христиане (за 150 лет до Р.Х.), ученые допускают, что «они сыграли существенную роль в формировании базы, на которой позднее возникло христианство» (там же, стр.111–112). Верования ессеев базировались на Св.Писании Ветхого Завета, но несколько отличались от доктрин фарисеев и саддукеев — лидеров в религиозной жизни Иудеи II в. до н.э.  — I в. н.э (Апостол Павел был фарисеем и вряд ли имел прямые контакты с ессеями, во всяком случае, об этом ничего не известно). Ессеи интерпретировали Библию аллегорически, верили в фатум и в бессмертие души. Они считались знатоками лечебных растений и свойств камней, а их отношение к Земле (земле) было подобно отношению любящих детей к своей матери (28, т.1,  стр.872). Ессеи считали, что «Человек — сын Земной Матери, и именно от нее Сын Человеческий получает всё свое тело, как тело новорожденного рождается из лона его матери» (10, т.1,  далее — там же): кровь человеческая подобна крови Земли (реки, моря, ручьи) и рождена от нее, твердость костей подобна костям Земли (скалы, камни) и рождена от них, плоть подобна плоти Земли (плоды, зерно) и рождена от нее. Так как человек — одно с Земной Матерью, то здоровье его тела и счастье зависят от соблюдения Божьего Закона, записанного во всём, что являет собой жизнь: «в травах, в деревьях, в реках, в горах, в птицах небесных, в рыбах морских, но прежде всего искать его надо в самих себе» (там же). Закон Бога записан в «человеческом дыхании… крови… костях… плоти… внутренностях… глазах… ушах и в каждой мельчайшей частице тела… Тело есть храм духа, а дух есть храм Бога». Соблюдению Закона Бога и Закона Матери способствуют ангелы Земной Матери (ангелы земли, воздуха, воды и солнечного света), если человек сам не отворачивается от них. Из-за подчиненности Сатане и пребывании в смерти (духовной слепоте и тьме), человек подвержен чревоугодию, похотям, стремлению к богатству и т.п.  (т.е.  грехам), что оскверняет тело. Осквернение тела приводит к боли и болезням и проявляется нарушением дыхания, болезнями кожи, нарушенной перистальтикой кишечника, нарушением обмена веществ, нарушением сердечной деятельности и работы мозга: «Дыхание… становится затрудненным, болезненным и зловонным… кровь… становится густой и зловонной… она сворачивается и темнеет… кости… становятся твердыми и узловатыми, они истощаются изнутри и разламываются на части… плоть обрастает жиром, покрывается струпами и наростами… внутренности наполняются мерзкими отбросами… глаза перестают видеть… и уши перестают слышать…» (там же). Грехи и долги человека записаны в книгу тела и в книгу духа, и «возмездие за грех — смерть», т.к.  человек отдаляется от Образа и Подобия, по которым был создан. Средствами обновления «книги тела», которому способствуют ангелы — целители Земной Матери, являются: глубокое, равномерное дыхание (ангел воздуха); очищение кишечника (ангел воды); лечение болезней костей и суставов грязью («объятия ангела земли»); пост и молитва. Но прежде всего необходимо удаление от плотских влечений и телесных услад. Тогда «ангелы-целители станут ангелами-хранителями… а дыхание… кровь… плоть… будут едины с дыханием, кровью и плотью Матери Земной, и дух… сможет стать единым с духом… Отца Небесного… который избавит…от когтей Сатаны. И запишут… добрые деяния в книгу… тела и книгу духа. Ибо, воистину, никто не может достичь Отца Небесного, кроме как через Земную Мать». Наградой Бога тогда будет сила, мудрость, знание, наследование земного и небесного царств и бессмертие (10, т.1,  курсив мой).

Таким образом, в концепции ессеев тело человека функционально и семантически отождествляется с Землей, а здоровая телесность («запишут добрые деяния…») является условием достижения Бога. Представления ессеев отражали глубокие эмпирические знания и понимание эволюции биологического организма человека, хранящего в себе достижения всех предыдущих стадий развития жизни на Земле. Такое понимание сути вещей, при котором тело признаётся венцом Природы, не противоречило Библии, а, скорее, уточняло и поясняло библейский текст о создании человека из праха земного. В то же время, подобное отношение к телу было не вполне «иудейского» происхождения: вполне вероятно, что мировоззрение ессеев отчасти было сформировано под влиянием последователей культа Артемиды в Малой Азии. А это значит, что за 150 лет до появления христиан были заложены первые камни фундамента здания синтеза иудейской религии и греческой культуры. Создавались условия для появления новой — христианской — ментальности.

Итак, тело является храмом духа, который является храмом Бога, поэтому причастность человека Богу непосредственно связана с чистотой (здоровьем) тела и позитивным качеством (здоровьем) плоти, зависимыми от жизненных стратегий и идеалов человека. Ессеи разводят «плотское» и «телесное», так как между ними существует огромная разница, знание о которой еще не было утрачено в то время.

_____________________________

Основой основ Учения Иисуса Христа является двуединая заповедь о любви к Богу через любовь к человеку, созданному по Образу и Подобию Божию; однако даже приближение к выполнению этой заповеди и соблюдению золотого правила «не делать другому того, чего бы ты не захотел, чтобы сделали тебе» невозможно без предварительного осознания своей греховности, покаяния и исправления (грех — греч., ст.-сл.  — «ошибка», «промах» — понимается как нарушение Божьих заповедей, как вредоносные для человека побуждения, мысли, поступки; в православии рассматриваются, скорее, как болезнь, препятствующая духовному росту) (1315, 5155) Поэтому Иоанн Креститель взывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное; приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему… Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; И узрит всякая плоть спасение Божие» (Мф.3:2Лк.3:4Лк.3:5).. Явно, здесь «всякая плоть» — более сложное образование, чем тело (организм); этим словом, обозначается и человек «плотный», в теле своем, и нечто другое. Христиане, так же, как и ессеи, считали тело храмом Божьим: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого вы имеете от Бога» (1 Кор.6:19).. Потому христиане также призывают: «Удаляйся от плотских и телесных влечений» (42, стр.60). В этой существенной дифференциации — влияние греческой философской традиции: дело в том, что в Ветхом Завете «плоть» — basar — означает «мясо», «тело»; поэтому в иудейской религиозной традиции «плотское» тождественно «телесному» и очень редко употребляется в расширенном значении. В Новом Завете и Учении Двенадцати Апостолов, написанных на греческом языке, понятие «плоть» используется гораздо более широко и в зависимости от контекста обозначает:

1) тело («иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц») (1 Кор.15:39);
2) кровное — национальное — родство («Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,То есть Израильтян…) (Рим.9:3,4);
3) некое сложносоставное явление.

Проповедуя в Палестине, Иисус указывал на разницу между формальной чистотой тела (достигаемой иудеями через омовения и соблюдение определенных законов и запретов, касаемых сексуальных отношений и пищи) и фактической — целостной — чистотой человека, проявляющейся и в чистоте тела. Эта тема получила полноценное развитие в учении св. Павла, Апостола язычников. Проповедовавший в Малой Азии, Риме и Греции, он (как мы предполагаем, исходя из анализа текстов Посланий) ставил перед собой, среди прочих, специальную задачу донести суть различия между плотским и телесным. Решение этой проблемы дифференцировало бы деятельность и поведение его новообращенных учеников, открывая широкий горизонт для духовного совершенствования. Греческий язык (родной для значительной и очень важной в культурном отношении части Римской империи), которым великолепно образованный Ап. Павел владел в совершенстве, в отличие от еврейского давал такую возможность: на греческом плоть — sarks — «обозначает не только телесную (соматическую), но также душевную (психическую) и умственную (ментальную) природу человека. Таким образом, в отличие от чувственных или же телесных желаний, желания плотские лежат в сфере человеческой ментальности». (42, стр.79). Следовательно, «телесные желания» находятся в плоскости простых, физиологических потребностей тела, в то время как «плотские желания» образуются на уровне ментальности, формируя плоть, как ее понимали в древности (далее предпринимается скромная попытка проанализировать некоторые фрагменты из Евангелий, а также «Послание к римлянам» и «Первое послание к коринфянам» Св. Ап. Павла в контексте данной концепции телесности).

В Новом Завете уделено огромное внимание греховности человека, отдаляющей его от Бога и завещанной Им власти над всем сущим. Совершая грех, человек совершает его перед собой. В списке грехов: ложь, блуд, лукавство, корыстолюбие, злоба, зависть, убийство, распри, обман, злонравие, злоречивость, клевета, богоненавистничество, самохвальство, гордыня, изобретательность на зло, безрассудство, вероломство, непримиримость, немилостливость (Рим. 1: 28–30).. Иисус раскрывает тайну механизма образования греха: «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием» (Лк. 11:34–36).. Вышеприведенная цитата свидетельствует о том, что в основе греха — ментальность (установка как психологическая доминанта — восприятие — око, «окно мозга»). Однако полагаться в экспертизе на один лишь ум, известный своей изворотливостью и изощренностью, бессмысленно. В то же время человек телесный был создан из праха земного (Быт. 2:7),, и тело человека в основе своей однозначно безгрешно (земля греха не содержит и призвана носить и рождать). Оно страдает от чуждого ему греха и является главным его свидетелем. Поэтому полноценное знание о грехе получается совместным анализом тела и ума под руководством совести в практике «ревизии души» («Итак смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?»). Тогда начинается процесс самопознания (распознавание в себе пороков и добродетелей), в котором тело — один из двух экспертов. Страх совершить грех становится основным стимулом к жизни.

Ап. Павел развивает эту тему, поясняя, что поводом для греха являются заповеди и запреты — априорное знание о добре и зле, данное Богом через Моисея: «…грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание… заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, Потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею» (Рим.7:87:1011, подчеркнуто мной). Телесная природа человека, не содержащая в себе добра или зла, образует лишь базу для сложного и неоднозначного состава плоти — совместно действующих в теле чувственного, умственного и телесного начал. Поэтому Ап.Павел утверждает, что «всякий грех, какой делает человек, есть вне тела» (1 Кор.6:18):: он сформирован социумом на протяжении длительного времени как результат многочисленных совместных ошибок, промахов (см. выше) и принадлежит не столько отдельному человеку, сколько обществу в целом, свидетельствуя о его болезни. Человек, идущий на поводу у формировавшейся веками нездоровой и агрессивной ментальности социума, гибнет: зараженная грехом ментальность человека заражает плоть (телесность), и его тело становится уязвимым и подверженным заражению грехом (т.е.  подвержено болезням, «ошибкам»). Против этого есть только одно средство — не участвовать в порочном круге, но из мира не удаляться. Как добиться этого? Ап. Павел постоянно указывал своим ученикам о необходимости прожить жизнь, как мистерию Христа. Роль тела в этой мистерии огромна и величественна: «Все мы одним Духом крестились в одно тело…» (1 Кор.12:13);; «Мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим.12:5);; «посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор.12:26).. Поэтому «Не может глаз сказать руке: „Ты мне не надобна“; или также голова ногам: „Вы мне не нужны“. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее» (1 Кор.12:2122, подчеркнуто мной). О тех членах, «которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; И неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, Дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (Кор.12:23–25).. Размышления о теле на высоком, символическом уровне позволяет глубже прочувствовать и понять его конкретное назначение: «Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1 Кор.6:13).. Грех — препятствие к мистериальному творчеству — крепок именно потому, что поселяется в теле: «Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам не повиноваться ему в похотях его; И не предавайте членов ваших греху в орудие неправды» (Рим.6:1112). «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает» (1 Кор.10:23).. Здесь, как мы понимаем это, имеются в виду телесные похоти — сексуальная распущенность (Кор.7:1–7:16) и чревоугодие (Кор.8:1–8:13).. Поэтому в обращениях к ученикам Павел разъясняет значимость (но и трудности) брака, но особое внимание уделяет смыслу трапезы и значению хлеба и вина. Трапеза, представляющая и конкретный и символический акт объединения единой пищей, призвана служить напоминанием о Вечере Господней и рассуждением о Теле Господнем: преломляемый хлеб есть Тело Христа, и вино есть Кровь Его. Именно потому трапеза служит не ублажению чрева, которое приводит к смерти, а приобщению к Таинству Смерти (1Кор. 11:20–28).. «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе… Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» (1 Кор.11:29).. В иерархии психофизиологических механизмов телесные похоти находятся на более низкой ступени, чем плотские наслаждения — продукт ментальности, но являются строительным материалом для последних. А потому Ап. Павел подчеркивает, что тело греховно не от природы — «нет ничего в себе самом нечистого», но в результате допущенного в него и действующего в нем социального по происхождению греха (Рим.14:14).. Попустительство греху означает воздействие души на тело человека (здесь душа понимается как источник психосоциальных установок, желаний и чувств), которое осуществляется и закрепляется посредством плоти (телесностью). Это делает человека «плотским» (зависимым от вредоносной, разрушающей телесности), что не способствует постижению Духа: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор.2:14).. Такого человека Ап. Павел называет человеком внешним, пленником «закона греховного, живущего в моих членах» (Рим.7:23).. Человек внешний живет по закону плоти — «мудрость по плоти», предавая тело, данное Природой: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные…» (Рим.6:19).. Дух рабства проявляется в том, что человек становится исполнителем пожеланий живущего в нем греха: «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех», т.е.  паттерны телесности (Рим.7:20;  выделено мной). Прочно поселившиеся в телесности человека грехи становятся хозяевами тела и начинают диктовать свою волю, делая человека заложником смерти: «Помышления плотские суть смерть» (Рим.8:6).. По этой причине внешний, или плотский человек является «ветхим человеком».

Концепция ветхого человека — центральная в учении Павла, в ней метафора «ветоши» раскрывает смысл духовной ущербности и греховной плоти. Поскольку духовная ущербность закрепляется плотью, находящейся в услужении у смерти (разрушающая телесность), то именно плоть подлежит «распятию». Иными словами, смерть побеждается смертью: практикой умения отказать себе (своей плоти) в удобном, привычном, заманчивом, или практикой умирания: «Я каждый день умираю…» (1 Кор.15:31); «…ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; Ибо умерший освободился от греха» (Рим.6:67). «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:34, подчеркнуто мной). Смерть ветхого, греховного, внешнего человека — условие рождения внутреннего человека: «то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет; И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно… Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; Сеется тело душевное, восстает тело духовное…» (1 Кор.15:36371 Кор.15:4344).

Так, не имеющими грехов телом и телесностью - плотью рождается внутренний, духовный человек, чьим прообразом является Иисус Христос, Божья сила и Божья премудрость (1 Кор.1:24). Поскольку «мудрость мира сего есть безумие перед Богом» (1 Кор.3:19), внутренний человек является «немудрым по плоти», «немудрым мира», «немощным мира», «незнатным мира» (1 Кор.1:26-28), находя удовольствие в законе Божием, который есть закон Жизни. Но даже это величайшее удовольствие, даже дар пророчества, знание всех тайн, познание, вся вера, щедрость и дары исцелений не делают человека ничем и никем, если в нем нет любви (1 Кор.13:1-3). Только выполнение основной заповеди о любви к Богу через любовь к человеку делают смертного человека-плоть Бессмертным Человеком.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла;

Не радуется неправде, а сорадуется истине;

Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится»

(Кор.13:4–8)

Список литературы
1. Афанасьев А.. Н. Поэтические воззрения славян на природу в 3-х томах, М., 1995г., (т.2,  гл.XIX)
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические.
3. Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов в 2-х томах, «Феникс», 1996
4. Голосовкер Я. Сказания о титанах, М., «Детская литература», 1994г.
5. Гримак Л. П. Моделирование состояний человека в гипнозе. М., «Наука», 1978г.
6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах (Кембриджский Университет), М., «Мир», 1993г.
7. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти, Издательство Трансперсонального Института, Киев, 1996 г.
8. Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах, М., «Русский язык», 1978г.
9. Дюрант В. Жизнь Греции, М., КРОН-ПРЕСС, 1997г.
10. Евангелие Мира от ессеев в 4-х книгах, М., «Саттва», 1995г.
11. Йог Рамачарака, Хатха-йога, М., 1991г.
12. Каптен Ю. Основы медитации, Самара, ИЧП «АБС», 1994г.
13. Карантиров С. И. Этимологический словарь русского языка для школьников, М., ЗАО «Славянский дом книги», 2000г.
14. Китайская философия. Энциклопедический словарь, М., МЫСЛЬ, 1994г.
15. Краткая философская энциклопедия, М., А/О «Издательская группа »ПРОГРЕСС«, 1994г.
16. Латышев В. В. Очерк Греческих Древностей, С-Пб, изд. «Алетейя», 1997г.
17. Лествица Преподобного Иоанна Лествичника, изд. «Лествица», 1999г.
18. Лоуэн А. Психология тела, М., изд. «Независимая Ассоциация психологов-практиков», 1997г.
19. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера, М., Издательская фирма «Компания Пани», 1996г.
20. Лоуэн А. Предательство тела, Екатеринбург, изд. «Деловая книга», 1999г.
21. Лоуэн А. Терапия , которая работает с телом, С-Пб, «Речь», 2000г.
22. Лувсан Г. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии, М., «Наука», 1992г.
23. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии, М., Издательство Московского Университета, 1973г.
24. Материалы документального четырехсерийного видеофильма «Тело человека», 1998 ВВС — 2000 СОЮЗ-ВИДЕО.
25. Мифологический словарь, Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1992г.
26. Ожегов С. И. Словарь русского языка, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961г.
27. Основы физиологии человека в 2-х томах, С-Пб, Международный фонд истории науки, 1994г.
28. Полный православный богословский энциклопедический словарь в 2-х томах, репринтное издание, «Возрождение», 1992г.
29. Популярная медицинская энциклопедия, изд. «Советская энциклопедия, 1979г.
30. Пути за пределы Эго. Сборник статей под ред. Р. Уолша и Ф. Воон, М. — Air Land — Киев, изд. Трансперсонального Института, 1996г.
31. Райх В.. Анализ личности, изд.'КСП+« (Москва) — »Ювента« (С-Пб), 1999г.
32. Райх В. Функция оргазма, С-Пб — М., изд. «Университетская Книга",АСТ, 1997г.
33. Руководство по телесно-ориентированной психотерапии, С-Пб, «Речь», 2000
34. Рязанцев С. Танатология, С-Пб, Восточно-Европейский институт Психоанализа, 1994г.
35. Самусев Р., Селин Ю. Анатомия человека, М., «МЕДИЦИНА», 1995г.
36. Словарь иностранных слов, М., изд. «Русский язык», 1979г.
37. Словарь практического психолога, Минск, Харвест, 1997г.
38. Современная психология: справочное руководство, Москва, ИНФА-М, 1999г.
39. Соломоник А. Семиотика и лингвистика, М., «Молодая гвардия», 1995г.
40. Телесность человека: междисциплинарные исследования, изд. Философского общества СССР, 1990г.
41. Успенский П. В поисках чудесного, С-Пб, изд. Чернышева, 1994г.
42. Учение двенадцати апостолов, серия «Учители неразделенной церкви», Изд. Учебно-информационного экуменического центра Ап. Павла, 1996г.
43. Фельденкрайз М. Осознавание через движение, М. — С-Пб, «Институт общегуманитарных исследований», «Университетская книга», 2000г.
44. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь, М., изд. «Москва',1998г.
45. Хилгард Э. Неодиссационная теория разделенного сознания. В собрании трудов «Бессознательное» в 3-х томах, т.2., Тбилиси,1975г.
46. Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии, Новосибирск, «Наука», Сибирская издательская фирма РАН «КСП», Москва, 1997г.
47. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике под ред. В. Ю. Баскакова, М., «Смысл», 2000г.
48. Хрестоматия по ТОП и психотехнике «Свободное тело» под ред. В. Ю. Баскакова, М., «Институт общегуманитарных исследований», 2001г.
49. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии под ред. Л. С. Сергеевой, С-Пб, 2000г.
50. Хуземан Ф. Об образе и смысле смерти, М., «Энигма», 1997г.
51. «Человек»,, Философско-энциклопедический словарь, М., «Наука», 2000г.
52. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка в 2-х томах, М., «Русский язык», 1999г.
53. Шерток Л. Гипноз, М., «Медицина», 1992г.
54. Шиффман Л. От текста к традици . Совместный издательский проект «Мосты культуры», Москва — «Гешарим"Иерусалим, 2000г.
55. Шпидлик Ф. Духовная традиция восточного христианства, М., изд. «Паолине», 2000г.
56. Элиаде М. Аспекты мифа, изд. «Инвест» -ППП,  1995г.
57. Элиаде М. Мефистофель и андрогин, С-Пб, изд. «Алетейя», 1998г.
58. Энергия и Характер: журнал биосинтеза, вып.№1, М., 1999г.
59. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов, Киев, «Государственная библиотека Украины для юношества», 1996г.
60. Юнг К. Г. Синхронистичность, сб. Изд. «РЕФЛ-БУК ВАКЛЕР», 1997г.
61. Деяния Вселенских Соборов в 4-х томах, изд. Пятое, исправленное, С-Петербург,  1996