Музыка и тело: смыслы и значения


МАСТЕРСКАЯ  ЕЛЕНЫ ГАЗАРОВОЙ


ОБУЧАЮЩИЙ СЕМИНАР-ТРЕНИНГ

«МУЗЫКА И ТЕЛО: СМЫСЛЫ И ЗНАЧЕНИЯ»


Автор и ведущая - Газарова Еленаклинический психолог, аналитик, профессиональный музыкант (фортепиано).
Директор Института телесности человека.

 

Музыка играет важную роль в психотерапии и, в частности, в Телесно-Ориентированной Психотерапии (ТОП). Ее использование чаще всего связано с ситуациями расслабления и наведения трансового состояния.  Помимо этого, музыку  применяют во многих других случаях, особенно на тренингах. Музыку стоит уметь применять грамотно и осознанно,  поскольку она оказывает мощное и непосредственное влияние на телесность человека. И разная музыка (часто, и «безобидная, фоновая») создает разные состояния тела, от которых, в свою очередь, зависит состояние сознания. Оно должно соответствовать поставленным целям и задачам психотерапии или тренинга. Если музыку применять подобным образом, она становится отличным помощником психотерапевту в его работе с клиентом или пациентом. Однако, (и, к сожалению) общая музыкальная подготовка психологов и психотерапевтов оставляет желать лучшего, в связи с чем, результатов безграмотного применения музыки (рискового) больше, чем грамотного.

Наряду с этим, голос и звучание, как самого психотерапевта, так и клиента -  важнейшие  диагностические элементы и, в то же время, средства психотерапии. Эти природные «инструменты» человека  создают  «музыку»  психотерапевтических сессий,  их  эстетику и, как это ни покажется странным, этику. Осознанно пользоваться природой в терапевтических целях не только можно, но и показано.

Этот семинар-тренинг - скромное усилие автора/ведущего хоть немного поправить текущее  положение  дел  в  этом, «музыкальном», вопросе.

На кого рассчитаны занятия: только на практикующих психотерапевтов и студентов старших курсов психотерапевтических программ.

Цели и задачи практикума: обучиться принципам и критериям отбора музыки и правилам ее согласования с целями и задачами психотерапии и/или тренинга; обучиться различать смыслы и значения  в звучаниях голоса клиента; научиться понимать свои собственные звучания и интонации, развивать их  и использовать как  терапевтический инструмент.

Почему «семинар-тренинг»? Потому что обучиться  этим принципам и критериям можно только в  непосредственной  работе  с  клиентом  или  группой, т.е., не только выслушав лекционную часть и  получив мастер-класс, но и пройдя тренинг  в парах/тройках.

Как это будет происходить? Предлагается трехдневная работа с:

большой лекционной  частью  и живыми  сессиями  «на темы»;

прослушиваниями в погружении;

работой в парах-тройках над  диагностикой тембра, ритма и темпе  голоса и речи;

работой в парах-тройках над осознанным управлением тембром, ритмом и темпом своей речи;

анализом  влияния  инструментов, различных тембров человеческих голосов и  музыкальных произведений  на  тело, телесность и состояние сознания;

обзором  музыкальных    стилей, анализом их влияния на тело, телесность и состояние сознания и др. 

Темы занятия:

1. Человек целостный и современный состав человека: тело, дух, душа и социальность

2. Тело и его возможности. Тело и его способности взаимодействовать вибрационно, тембрально и ритмически  с различными звуками. 

3. Телесность и ее отличительные (от тела) черты. Чуткое ухо психотерапевта.

4. Пифагор и его терапевтическая система работы с душевными проблемами. Особенности и основные принципы музыкальной терапии Пифагора. Тело, дух и душа в системе Пифагора (лекция)

5. Вибрация, тембр, ритм, темп, диапазон звучания  инструмента или голоса как терапевтические средства (лекция,).

6. Музыка успокаивающая, бодрящая и возбуждающая. Инструменты и голоса:  их локальное и диффузное влияние на различные области тела (лекция, прослушивание инструментов оркестра, практикум в парах)

7. «Компьютерная» музыка: достоинства и недостатки. Композиторы и «составители»: отличия (лекция, практикум)

8. Критерии отбора музыки для релаксации. Зависимость выбора от характера релаксации, продиктованной  особенностями сессии (лекция, практикум)

9. Критерии отбора музыки с целью наведения транса. Зависимость выбора от требуемой  глубины  транса  (лекция, практикум)

10. Критерии отбора музыки для тренинга. Зависимость выбора от характера упражнения, особенностей и  драматургии тренинга, состава группы (лекция, практикум)

11. Формы  и стили  музыкальных  произведений  и  их  структурирующее влияние на терапевтический процесс клиента (лекция, практикум)

12. Интонации и  нюансы в музыке: процессуальное влияние на терапевтический процесс клиента (лекция, практикум)

13. Голос  клиента и терапевта  как инструменты в процессе психотерапии: ритм, тембр, характер, нюансы. Смыслы и значения. Природное и социальное

14. Речь клиента и терапевта  как инструменты в процессе психотерапии: ритм, тембр, характер, нюансы. Смыслы и значения. Природное и социальное

 

И ДРУГИЕ ТЕМЫ.

 

МАСТЕР-КЛАСС.

 

По окончании выдается сертификат НОЧУ ДО "Институт телесности человека" (дополнительное профессиональное образование с правом применения техник в работе, без права трансляции материала и популяризации методик).

Автор и ведущий занятий оставляет за собой право отказать претенденту на обучение после собеседования или, в исключительном случае, в процессе занятий. 


Рекомендуется иметь при себе удобную, не сковывающую движение одежду


Дата и время проведения: по мере набора группы.


Запись по тел.: +7 (925) 509-38-77


Адрес: м. Новослободская, ул. Селезневская, 11а, стр.1, к. № 207